Опасно для жизни

Вот такие печальные картины фасадных атрибутов домов центральной части Новороссийска, выстроенных в послевоенные годы,  рисует время. Увы, ничто не вечно.

Коренные жители города в старшем поколении могли еще слышать живые воспоминания своих старших по возрасту родственников, прабабушек и дедушек о довоенном Новороссийске. А «старый Новороссийск», как мы теперь называем город того времени, в архитектурном стиле сохранял прежнюю свою губернскую значимость.  Дореволюционные строения, как одноэтажные, так и более этажные,  принадлежавшие  ранее небедным гражданам, своим исполнением отличались неповторимостью и индивидуальностью. И, конечно, фасады этих домов — от кирпично-каменного фигурного декора до традиционно ампирного  (ампир, слово выражающее торжественность, имперское величие, от  французского слова «empire» – империя).

Арочные и иной формы окна, с фигурными подоконниками и карнизами в виде сандриков, пилястры и колоны с капителями причудливых форм, лепные гирлянды, ниши со статуями нимф и вакхов,  балюстрады с вазами, фризы, наборные колонны, волюты – вот неполный перечень фасадной атрибутики «старого Новороссийска». И конечно все вспоминали один из шедевров новороссийского градостроения – «дом с орлом», резиденцию губернатора Черноморской губернии.  Увы, война практически уничтожила все архитектурное наследие прошлого. Лишь немного зданий, восстановленных в послевоенное время в усеченном виде, напоминают нам ампирное зодчество «старого  Новороссийска».

Дом с орлом.
Кирпично-каменный ампирный декор старого Новороссийска.
Ампир старого Новороссийска

 

 

 

 

 

 

 

 

Еще до окончания войны  правительством было принято решение о десятилетней программе первоочередного восстановления 15 наиболее пострадавших советских городов. Новороссийск в этом списке был пятым. По личному указанию  «отца всех народов» товарища Сталина мастерской знаменитого архитектора  Бориса Иофана было поручено разработать и воплотить в жизнь идею архитектурного  облика и строительства нового, социалистического Новороссийска. Все прежние строения, независимо от их степени разрушения, должны быть полностью снесены. К середине 50-х годов центральная часть города была воссоздана заново. Так, в городе возникла парковая магистраль вместо кварталов прежних строений и комплекс зданий от улицы Советов до набережной. Но, именно благодаря главному архитектору города того времени, Валентину (Сильвео) Амвросиевичу Данини, были восстановлены, хотя и в упрощенном фасадном решении прежнего ампира, два значимых здания.  Первое — современное здание библиотеки (первоначально известное, как дом Ларина, новороссийский архитектор Николай Николаевич Карлинский). Второе – дом, в котором ныне располагаются  различные коммерческие структуры (проект «медуза» новороссийского архитектора Сергея Акимовича Калистратова). А облик и композиция прилегающих домов, особенно возведенных в послевоенные годы, гармонировали в заметной степени с архитектурой «старого Новороссийска».

Сталинский ампир Новороссийска

И, конечно, как же могла страна, победившая коричневую чуму, не воплощать свое торжество во вновь отстроенных городах! В полной мере расцвел фасадный «сталинский ампир», зародившийся еще в предвоенные годы. Только  вместо нимф, херувимов и прочих библейско-античных персонажей, на новороссийских послевоенных зданиях появились снопы колосьев, молоты, серпы и якоря, гирлянды овощного изобилия и, конечно,  традиционные аркады, колоны и портики, балюстрады. Левая часть комплекса строений от Площади Героев, если смотреть со стороны моря, благоухает украшениями «сталинского ампира» .

 

А вот правой части этого комплекс «не очень повезло» в этом отношении. Товарищ Хрущев резко осудил все излишества в архитектуре. Строившиеся в то время дома правой части комплекса лишились многих, запланированных фасадно-ампирных элементов, даже лепнин пролетарской символики в виде молотов и наковален. Однако и в «облысевшем» варианте каждый дом и сегодня отличается своей неповторимостью  и достойностью.

Фасадные разрушения.

Годы идут, ничто им не подвластно,  даже камню и элементам зданий железобетонных конструкций. Вот и наш, новороссийский «сталинский ампир» ветшает, обваливается, и представляет все более и более печальную картину.

 

Нельзя сказать, что чиновники администрации не озабочены ситуацией: под обваливающимися кусками декора прибиты таблички для прохожих — опасно! Так что, не ходите и не любуйтесь, граждане, домами, которые официально объявлены, как минимум, памятниками архитектуры и зодчества регионального значения.

Сейчас много пиара на всех уровнях вертикали власти, касающихся «национальных проектов», сотен миллионов рублей уже освоенных. Но, увы, как я не искал, среди 49 проектов Краснодарского края не оказалось места для возрождения и сохранности архитектурного наследия и достояния. А наш «сталинский ампир» и остатки «старого Новороссийска» (которые зачастую без разбора идут под бульдозер) это разве не национальное достояние?

Слово, как говорится за общественностью, чей глас, возможно, услышат наши слуги народа. Дело беспроигрышное, отчетность будет на «фасаде», в том числе и по миллионам освоенных рублей, что, как известно, является приоритетом для наших чиновников. А умельцев нам не занимать, своих городских талантов реставрации и зодчества достаточно. Новороссийцы же и гости города, прогуливаясь по нашим улицам, будут любоваться фасадным зодчеством не только «сталинского ампира», но и «старого Новороссийска». А вместо табличек «опасно для жизни» мы увидим исторические справки о каждом творении прежних поколений Новороссийска.