Духи и идолы мыса Суджук.

С некоторых пор в наше время на мысе Суджук начали появляться деревянные поделки, в том числе и изваяния различных идолов и героев мифов, былин и легенд. Лешие и русалки, домовые и эльфы, различные сказочные зверюшки,  колдуны и злодеи  — все они  сотворены местными волонтерами и умельцами. Что ими двигает? Стремление к творческому утверждению и самовыражению или нечто иное?

Деревянные идолы и герои мифов мыса Суджук: лешие и русалки, злодеи и домовые
Сказочные зверюшки мыса Суджук: царь-жаба и мышка-нарушка, ученый кот и белка.

Лентообразная отсыпь из придонного булыжника и гравия, которая образовалась в результате многовековых прибойных явлений, с высоты птичьего полета напоминает косу — орудие известной старухи из потустороннего мира. И вот почему.

Во времена «старого Новороссийска» последние городские поселения, редкие саманные хаты, заканчивались в районе  нынешней улицы Куникова, а дальше абсолютное безлюдье. Немало тогда ходило слухов, что наша коса — излюбленное место для дежурных шабашей ведистов, язычников и прочих шаманообразных сект и группировок. Съезжались или «слетались на своих ступах» они невесть откуда. С приходом полночи жгли костры, били в бубен, хороводили, устраивали толи жертвоприношения, толи ритуальные идолопоклонения своим божествам. Одурманенные наваренным зельем, они дружными воплями приветствовали тень потревоженной старухи с косой, носившейся в дикой пляске над ними.

Языческий обряд природопоклонения

Оргии продолжались, как и полагается, до первых петухов, после чего они улепетывали по своим насиженным местам, а тень старой ведьмы вновь обретала покой. Возможно, я немного приукрасил для более живого восприятия, но во времена, когда эти места еще не были обустроены для пляжного отдыха, действительно нечто происходило.

Да и вся лагуна весной горела красным цветущим ковром маков. Так что зелья предостаточно было.

Первозданность лагуны и в те времена уже взламывали драги, добывающие булыжник в прибрежной части моря. Так возникли коварные «ямы» на мелком,  морском дне от берега косы. Так что волноваться старухе было из-за чего….

Послевоенное время и наши дни.

Надо сказать, что в «старом Новороссийске», пляжей, в нашем сегодняшнем понимании, не было. Народ купался и загорал, где придется, по всему побережью городской части бухты, и даже в акватории порта.

Цивилизация окончательно начала обосновываться на Суджукской косе в пятидесятые годы прошлого столетия. Разговоры о каких-то ночных оргиях затихли.

В послевоенное время пограничники в вечернее время всех блуждающих по берегу моря гнали в три шеи. Поползли слухи о лазутчиках-аквалангистах, диверсантах, шпионах… Железный занавес.

Но в жаркие летние дни коса все больше и больше привлекала новороссийцев, как зона отдыха. Вдали от уличного шума и задымленного цементной пылью города приятно позагорать, подышать морским воздухом, намазаться грязями из еще «не убитого» озера и   поплавать в кристально чистом море. Городской пляж чистотой не отличался. Берег и море были загажены нефтью. Но, порой коллективные вылазки на косу заканчивались трагически. Поговаривали, опять в «яму» на косе затянуло.. Происки духа хранительницы, тени старой дамы забирающей жертвы или беспечность, сдобренная парами веселящих напитков? Кто его знает.

И вот наступили времена разрядки. Вновь поползли слухи, что в полночь на косе загораются костры с оргиями  ведистов  и иных идолопочитателей. Сегодня Суджукская коса это городской пляж, со всеми атрибутами благоустройства. Место, для каких либо ночных «кордебалетов», непригодное. Но именно в эти времена и стали появляться там деревянные изваяния героев мифов и языческих богов. Именно на мысе Суджук, там, где природа устраивает свои воднофеерические  развлечения.

Деревянные скульптуры с любовью создает рука местных мастеров. Это факт. Но что ими движет? Тяга к творческому самовыражению или невидимый дух проведения прошлых ночных  шабашей и скучающей по ним старухи, хранительницы природной девственности … с косой?

Языческие праздники и обряды нашими предками  устраивались в дни солнцестояния и равноденствия, так как солнце почиталось источником жизни на земле, дающему свет и тепло всему живому. Сакральная сущность этих и им подобных мероприятий, это обеспечить мирное сосуществование и лад с матушкой природой. Устраиваются они вдали от людских мест, сохраняющих свою природную первозданность. Наша коса и лагуна давно уже утратили этот статус, но беспокойный дух и тень прошлого природного единения человека и природы не даст нам успокоенности.  Деревянные идолы, возможно по воле проведения, созданы умелой человеческой рукой, как напоминание об этом.

Неразрешимые вопросы сочетания мистики и реальности, порождающие тайны миросуществования. Задумайтесь над этим, наблюдая феерическую игру волн мыса Суджук, благо и лавочки раздумий для этого созданы. И не испытывайте судьбу с  загадочной, непредсказуемой водной стихией мыса Суджук.

Феерия столкновения северной и южной волны мыса Суджук