Коммуникации прошлых времен в траншее

В археологии культурный слой — это слой земли в местах поселений, содержащий следы деятельности сообщества людей. Не только историку, да и просто любознательному человеку порой интересно заглянуть в обычную рядовую траншею для прокладки тех или иных коммуникаций, обнаружив там связь и переплетение минувших дней.

Крушат асфальт

Одна из дежурных фишек отцов города во все времена – это, наконец, решить проблему круглосуточного водоснабжения всего Новороссийска.

Сколько вырыто траншей, сколько перелопачено грунта, раскурочено, а затем восстановлено городских дорог, и естественно, пущено миллионов, сотни миллионно дензнаков в «трубу»? На эти вопросы, как прошедшее, так и настоящее умалчивает.

Экскаватор одновременно прокладывает траншею, грунт тут же сбрасывает на самосвал

Вот и в  настоящее время по одной из старейших улиц нашего Новороссийска, улице Карла Маркса, бывшей Воронцовской, идут полным ходом работы по прокладке очередной ветки  городского водовода (трубы большого диаметра). В отличие от  «совковых» времен, культура мероприятия на высоте.

Землекопы мощной техникой крушат асфальт, роют траншеи, грунт вывозится одновременно самосвалами. Затем укладывают трубы, так, чтобы сохранить все предыдущие коммуникации, засыпают песком. Работы проводятся квалифицировано, качественно. Рабочие орудуют не только лопатами, но и мётлами, чтобы на проезжей части как можно меньше оставались следы от содержимого траншей и издержек техники.

 

Осмоленная труба подготовлена для укладки в траншею

Разрез пласта земли наглядно демонстрирует культурный слой дорожного покрытия, наличия прокладки труб и иных коммуникаций во все времена. Короче, традиционная история минувших дней, от Воронцовской, до переименования улицы в Карла Маркса — долбили, рыли, прокладывали, закапывали, асфальтировали.

 

Труба в траншее засыпается песком

Слой дорожного покрытия показывает все штрих этапов преобразования. Первоначально грунтовая дорога, затем гравий, булыжная брусчатка и несколько слоев асфальтирования в послевоенные годы. В Новороссийске подавляющее число дорог вплоть до середины 50- х годов прошлого века уложена была еще с царских времен булыжником. Улицы были пустынны, лишь по центральной улице Советов ходил редкий автобус. Основным видом грузового транспорта были лошадь, ишак и телега. Колеса были обуты в железные обручи. Грохот от прохождения такого гужевого транспорта по булыжной мостовой стоял неимоверный.

 

Коммуникации прошлых времен в траншее

Сегодня не осталось нашей брусчатки, закатали всю в асфальт. Но, возможно среди читателей газеты, новороссийцев старшего поколения, есть те, кто с хорошим добрым чувством вспоминает «булыжные», ушедшие дни нашего Новороссийска. Поделитесь  с нами воспоминаниями, фотографиями  о волнующих вас чертах дней минувших. Об этом ведь не расскажет ни один культурный слой новороссийских траншей.