1900 год… уже несколько лет, как Новороссийск является административным центром Черноморской губернии, самой маленькой в Российской империи..
В городе проживает уже более 25000 жителей. По железной дороге от Москвы до Новороссийска 1543 вёрст, от Петербурга – 2147 вёрст. Все больше и больше туристов и курортников стремятся посетить Черноморское побережье Кавказа. Выезжая из Москвы в 1 час дня, проведя две ночи в поезде, к вечеру приезжаете в Новороссийск. Стоимость билета в первом классе 28 рублей, во втором – 16 рублей 80 копеек, в третьем – 11 рублей 20 копеек. Во время дальнего путешествия почти все пассажиры перезнакомятся, сближаются. Те, которые бывали раньше там куда едут, делятся своими сведениями с другими пассажирами, дают советы.
Так как более двух суток провести в вагоне утомительно, туристические справочники советуют путешественникам сделать по пути две остановки, например, в Воронеже или в Ростове, то есть в тех городах, которые имеют для осмотра свои примечательности. Заодно можно и отдохнуть от вагонной тряски и духоты.

Воронеж – большой прекрасный город, население 84 тысячи жителей, застроен прекрасными каменными зданиями. Самое главное – городской собор, в котором находятся мощи святителя Митрофания, воронежского чудотворца. Непростительно туристу, заехавшему в Воронеж, не осмотреть воронежское кладбище, где погребены дорогие России писатели из народа: Кольцов, Никитин и другие…
Билет прямого сообщения по железной дороге дает полную возможность останавливаться пассажиру на любой станции пути следования, потому что он действителен на 6 суток. Багаж же можно отправить далее, до места назначения или оставить для присмотра вокзальному артельщику.
Не менее интересен и Ростов на Дону. В городе проживает сто двадцать тысяч жителей, и он

поражает своим благоустройством. На главной улице, по которой идет железно-конная дорога, выстроены прекрасные новые здания. Город быстро растет и украшается, сливаясь с пригородными поселениями. От Ростова до Новороссийска путешествие можно продолжить и морем, ходят рейсовые пароходы с заходом в порты Керчь и Анапу..

Наконец вы, как турист или отдыхающий прибываете в Новороссийск, скорее и быстрее всего поездом на железнодорожный вокзал. Здесь вы в первый раз познакомитесь с природой Кавказа, горами, климатом и Черным морем.

Город состоит из двух частей. Одна находится в отлогой западно-южной части Цемесской бухты, другая – против пристаней, в западно-северной оконечности бухты, называется эта более новая часть города «Русский стандарт». Между этими сторонами лежит низменная болотистая местность. (Цемесс в те времена заканчивался ещё нетронутым неосушенным, летом превращающимся в болото, озером…)


Горы Новороссийска с северной стороны, хотя и высоки, но отлогие и местами совсем лишены растительности или покрыты крайне скудною. А море (имеется в виду портовая часть бухты) почти совсем загромождено пристанями и элеватором, частью пароходами, фелюгами, лодками и вообще судами различных типов. Не понравится путешественнику и климат. Летом жарко, подчас душно, а осенью и зимою надоедают частые дожди и особенно ветры, которые иногда бывают чрезвычайно сильны.

Особенно страшен северо-восточный ветер, Бора, который дует по преимуществу в осенние и зимние месяцы, но, бывает, и летом. Про силу и свирепость этого ветра рассказано немало. Например, с гор он перебрасывает в город, на улицы, довольно значительные камни, свёртывает листы кровельного железа в трубку, заливает сплошь пристани и дорогу в город. Если ветер случится в сухое время года, то поднимается такая ужасная пыль, что почти ничего не видно и с трудом можно дышать. Когда дует Бора, то на пристани невозможно ни стоять, ни ходить, море кипит и клокочет как в котле, далеко разбрасывая свои брызги.
В это время всякое сообщение между городом и пристанями приостанавливается. Пароходы с большим трудом выходят в это время из порта, а те, которые должны бы прийти, уже не могут зайти, а проплывают мимо в другой порт.
Сообщение между двумя частями города не очень удобно. Мостовая с рытвинами и выбоинами, каждый год чинится и поправляется и никак не может поправится…(как это напоминает сегодняшние дороги города..). Извозщики конечно этим пользуются, едут крайне неохотно за установленную цену.

Новороссийск по российским представлениям времени довольно благоустроенный город, который год от года принимает все более и более приличный вид. В городе две церкви, несколько хороших улиц и прекрасных магазинов, особенно в «Стандарте».

Действуют две прогимназии: мужская и женская, кажется три или четыре низших училища, несколько книжных магазинов и библиотека; две типографии, две фотографии; больница, две аптеки, амбулаторная лечебница, таможня, почтово-телеграфная контора, несколько отделений банков и контора нотариуса.

Самое интересное и замечательное здание – это элеватор, протянувшийся через набережную далеко в море и вмещающий в себя, как говорят, и миллионы пудов зерна. В нем повсюду используется электричество, как для освещения, так и для приведения в движение различных механических аппаратов. Доступности к нему свободной нет, но при желании, после оформлений на разрешения, осмотреть это действительно замечательное сооружение можно.
Интересны для туриста в Новороссийске два маяка при входе в бухту: Дообский и Пенайский. И два мола, огибающие эту бухту с правой и левой стороны и оставляющие

широкий промежуток для пропуска судов. Вблизи Новороссийска два завода: механический, вблизи пристани, принадлежащий компании «Макларен-Фрейшист», и на правой стороне бухты – Черноморского цементного производства.
В Новороссийске есть несколько гостиниц, лучшими из которых считаются: Морозова – в старом городе и французская – в Русском Стандарте, между пристанями и стандартом. Последняя наиболее дорогая: самые дешевые номера здесь 1 рубль 50 копеек в сутки, их очень немного и расположены они в нижнем коридоре, где находится и телефон, вследствие чего с раннего утра и до позднего вечера вы вынуждены, чуть не поминутно слышать трескотню аппарата и разнообразные

переговоры. Кухня неплохая, но тоже довольно дорогая. Досадно, что и вина, которые производятся в близости, продают не дешевле московских гостиниц. Бутылку дешевле, чем за один рубль вы не найдете! Людям со скромным материальным средством лучше ехать с вокзала извозщиком или пароходом с пристани прямо в город, где можно найти другую гостиницу (Гранд-отель, Рожкова, Северная) значительно дешевле.

При удушающей жаре в Новороссийске необходимы купальни. Но администрация мало этому уделяет внимания. Городские купальни находятся не вблизи города, как бы следовало, а довольно далеко от него, возле мола. Вследствие этого обстоятельства всем проезжающим по набережной из одной части города в другую приходится волею-неволею любоваться различными

купидонами и аполлонами, капающимися прямо с берега и с бортов лодок. Правда, вблизи пристаней также устроены купальни, но только для пароходных и железнодорожных служащих, пользоваться этими купальнями для посторонних не всегда возможно. Купальни, устроенные частным образом малы и постоянно переполнены купающимися. Город так и не устроил своих купален для всех горожан! А это способствовало бы оздоровлению местного населения и избавило бы всех проходящих и проезжающих по набережной от тех зрелищ и сцен, которым и мужчинам могут быть совсем неприятны, а что касается дам и девиц, то об этом нет даже нужды говорить!
По набережной, по направлению от Стандарта к Старому городу, перпендикулярно ей, вытянуто шесть или семь пристаней для пароходов. А за набережной и пристанями находится вокзал железной дороги. До него и не близко: от пристани не меньше версты, а от старого города – не менее двух.

Такса для извозщиков в Новороссийске от пристаней к вокзалу – 50 копеек, в старый город одиночка – 20 копеек, парный фаэтон – 40 копеек, за час езды по городу 50-60 копеек. Такса по меркам империи не дешевая!
Новороссийск это торговый и промышленный город, место для труда и наживания денег, а не вовсе для отдыха и лечения! Даже для здоровых более или менее людей продолжительное пребывание здесь тягостно, а для больных всякого рода – почти совершенно невозможно!

Но в окрестностях Новороссийска можно найти и хорошие, и красивые места: дачи и колонии (Чешская, Эстонская, немецкая и другие).
В двадцати верстах о него находится знаменитое имение Удельного Ведомства «АБРАУ», где ведется лучшее виноградное хозяйство округа. Уход за лозами образцовый. Имение это целый винный городок, с рядом построек для служащих, с колоссальным (на пятьдесят тысяч ведер) помещением для брожения вина с шестью громадными погребами-тоннелями.

Между Новороссийском и Бутумом ходят пароходы трех компаний: Русского Общества Пароходства и Торговли, Российского Общества транспортирования кладей и Азовского Общества. Пароходы Русского Общества самые лучшие, большие и удобные из всех пароходов других обществ. Они и самые дорогие. Пароходы эти имеют три класса, причем пассажиры первых классов имеют обязательно и продовольствие, за что уплачивают при покупки билета, тогда как пассажиры третьего класса могут покупать продовольствие, только в буфетах 3-го класса. Пароходы Русского Общества щеголяют своею отделкой и удобствами в каютах по сравнению с пароходами других обществ. Особенною роскошью отличаются залы и каюты 1-го класса..
Для небогатых пассажиров существуют два класса на пароходах Российского и Азовского Обществ..
Поражает разница в цене на бутылку местного вина в гостиницах и на пароходах. Так на берегу бутылку красного можно приобрести по цене 15-25 копеек, бутылка на пароходе стоит не менее 1 рубля.
Начиная от Новороссийска, в направлении Батума, тянется шоссе, устроенное не более четырех-пяти лет назад. Дилижансы ходят от города к городу почти целые сутки с раннего утра до позднего вечера. За организацию сухопутного пассажирского передвижения отвечает местная администрация, поэтому и лошади приличны и кучера вежливы. В дилижансе два класса: внутри – 1 класс, снаружи – 2-й класс. Плата приемлемая. 1-й класс за 20 верст не дороже одного рубля, для второго класса – 40-60 копеек. Каждый пассажир имеет право на бесплатный провоз один-два пуда багажа. Дилижанс везут от пары до четырех лошадей, бегут лошади рысью. По шоссе раскинуты духаны, вроде наших путевых ресторанов, где можно отдохнут и перекусить с бокалом прекрасного местного вина.

При сухопутном передвижении вдоль моря можно любоваться всей красотой предгорья и морского побережья Кавказа. С одной стороны горы, покрытые чудной растительностью, с другой – не менее роскошное, голубое, блестящее море! В настоящее время в Туапсе работает изыскательская комиссия по продолжению железнодорожной ветки вдоль всего кавказского побережья от Новороссийска ..( увы этот проект был в последствии осуществлен только от Туапсе вдоль берега)…
Местные производители природы, почти не имеют сбыта в другие города империи, за исключением табака, орехов и кукурузы. Персики, абрикосы, яблоки, груши, притом самых нежных сортов, виноград, именно «Изабелла» (тот, который в Крыму стоит 25-40 копеек за фунт), алыча имеют здесь только местное потребление, вследствие чего все эти товары невероятно дешевы. Виноградное вино: 1-2 рубля 50 копеек за ведро (бутылка не дороже 25 копеек), виноград 2-4 копейки за фунт, персики 10 копеек за фунт, алыча 12-15 копеек фунт и даже массами повсюду лежит на земле.
Многочисленные горные реки от Новороссийска по всему побережью переполнены рыбой, преимущественно форелью и никто не ловит. Кефаль, только что пойманная в море и трепещущаяся продается за 75-90 копеек за пуд!
……

Наступал новый, 20 век, губернский Новороссийск стремился в будущее…
Описания сего взяты из туристических и прочих изданий соответствующего времени Российской Империи…
1 фунт — 0, 4536 кг
1 верста – 1, 0668 км
1 пуд – 16, 38 кг…