Разрушения нефтехранилищ..

После бомбежки…

Слухи о бомбардировке города распространились мгновенно.  Любопытные горожане поначалу направились к морю, чтобы воочию увидеть происходящее.  После первых

Деревянные причалы  новороссийского порта, горожане..

выстрелов и начавшихся пожаров, немало перепуганных граждан решили покинуть город всеми доступными транспортными средствами, ведь многие новороссийцы имели родственников в близлежащих станицах. Государственный банк и Казначейство и другие чиновные лица устремились в бегство из города, губернатор и вице-губернатор направились на вокзал и выехали в Тоннельную. Правда, к вечеру,   в 7 часу,  все руководство города вернулось. Вскоре,  прибыл  из Екатеринодара военный генерал-губернатор Бабич.

Как указывал в своем рапорте начальник порта Гирш, к вечеру все пожары были потушены. Затем комиссия приступила к выявлению последствий бомбардировки. Турецкие корабли  крейсер «Бреслау» («Мидилли») и минный крейсер «Берк»  два часа безнаказанно маневрировали в акватории порта и бухты, расстреливали причалы и стоящие там корабли, бомбили нефтехранилища..

Командир «Бреслау» капитан 2 ранга Кеттнер вспоминал:

Пожары нефтехранилищ

«Мы видели, как пылающая красная нефть стекала вдоль улиц в море, и жуткая дымовая туча обволакивала город и его окрестности. Мы покинули пылающий город и, отойдя на 80 миль от него, все еще видели охваченный огнем Новороссийск, похожий на раскаленный кратер….»

Из акта комиссии:

 

  1. «Русский пароход ДООБ Азово-Черноморского Пароходного Товарищества, стоявший у Каботажного мола…получил пробоину, в средней части его возник пожар. Пароход сел на грунт.. левый фальшборт над водой, правый под водой.
  2. Паровая баржа ТРУД, принадлежащая А. А. Феофани, стоящая с левой стороны Каботажного мола, получила пробоину сухопарника. Осталась на свободном плаву….
    Пароход НИКОЛАЙ и пожары
  3. Затонувший НИКОЛАЙ

    Товарно-пассажирский пароход Российского Транспортного и Страхового Общества НИКОЛАЙ, стоящий у 5-ой пристани, Владикавказской жел. дороги, расстрелян снарядами и на нем возник пожар. Пароход НИКОЛАЙ развернуло, поставив его поперек между 5-ой и 4-ой пристанями Владикавказской жел. дор., где он окончательно затонул.

  4. Буксирно-спасательный пароход Владикавказской жел. дороги НОВОРОССИЙСК, получил пробоины в носовой части осколками разорвавшегося снаряда. Рулевой аппарат был поврежден и разбило брашпиль. Пароход на свободном плаву.
  5. Пароход Князь Оболенский.

    Пассажирский пароход КНЯЗЬ ОБОЛЕНСКИЙ, принадлежащий А.А. Феофани, стоящий у 4-ой пристани Владикавказской жел. дороги, получил пробоины от снарядов в кормовой части…. пожара на нём не было. Пароход на свободном плаву.

  6. Грузовой пароход Братьев Ш. и Э. Карапатницких ПЁТР РЕГИР, стоявший у 2-ой пристани Владикавказской жел. Дороги, получил пробоину в носовой части и на нем возник пожар… Хотя пробоины у ватерлинии, однако пароход на свободном плаву.
  7. Грузовой пароход Русского Общества Пароходства и Торговли ЧАТЫР-ДАГ, стоящий у пристани сего Общества, получил от снарядов пробоины в носовой части.. На пароходе возник пожар. .. В настоящее время пароход на свободном плаву.
  8. Грузовой пароход Варварова РУСЬ, стоящий у восточной казенной набережной, получил пробоины в правом борту… Возниr пожар в средней части и ему грозила опасность идти ко дну на глубоком месте…. 17 сего октября пароход РУСЬ был отведен пароходом ОТВАЖНЫЙ и поставлен на мелкое место… Борта парохода на достаточной высоте над уровнем моря.
  9. План причалов порта в 1914 году.

    Грузовой пароход Звороно и Ди-Поллоне ПАНАГИЯ ВАЛЬЯНО, стоявший у Восточной казенной набережной поврежден снарядом на вылет через оба борта. Другим снарядом пробило борт против правой угольной ямы. Пароход на свободном плаву.

  10. Паровая баржа Х. Феофани ФЁДОР ФЕОФАНИ стаявшая у восточной казенной набережной, повреждена снарядами и затонула. Пароход лежит на берме, причем фальшборт и часть левого борта над водой. Правый фальшборт по всей длине парохода под водой.
  11. Беспалубная баржа Владикавказской жел. дороги, стоявшая у 4-ой пристани, пробита в правом борту несколькими осколками разорвавшегося, вблизи баржи, снаряда. Баржа на свободном плаву.
  12. Английский пароход ФРЕДИРИКЕ, стоявший у 1-ой пристани Владикавказской жел. Дороги, получил несколько пробоин в носовой части и на нем возник пожар. Пароход носовой частью был затоплен. ..корма на плаву.»

Из различных донесений и публикаций:

«..Новороссийская радиотелеграфная станция разрушена огнем турецкого флота при бомбардировки Новороссийска.»

«..Вчера и сегодня, выехавшие из Новороссийска в соседние селения, в станицы Кубанской области и в Екатеринодар горожане возвращаются. Жизнь принимает нормальный образ, но скрытая тревога, все же наблюдается. На вокзале много уезжающих…Уезжающие боятся повторения пережитого и высадки турецкого десанта, чего быть не может… многие уезжают не из страха опасности, а из страха подвергнутся голодовке…прекращение пароходных рейсов, прекратились заработки… Многие жители, убегая и уезжая из Новороссийска 16 октября, не успели запереть свои квартиры, но краж произведено, сравнительно, мало…В Геленджике, Джубге, Туапсе, Сочи (Черноморская Губерния) и далее разбойного нападения не было.. Вследствие бывших тревог относительно поведения Турции, многие дети школьного возраста, были в отъезде из Новороссийска, но теперь возвращаются и приходят в школу вновь…»

«..союзные государства предъявили Турции ноту, требуя,  в виду нападения турецких судов на Черноморские порты, удаления германцев из турецких судов, разоружения крейсеров Гебень и  Бреслау, предупреждая в противном случае прервать дипломатические сношения с Турцией..  Сообщение Берлинского и военного телеграфных агентств, будто наш флот открыл враждебные действия против турецкой эскадры, является грубым вымыслом, имеющим явною целью ввести в заблуждение мнение в Константинополе. Последнее сознательно держится в неведение относительно вероломного нападения совершенного на наше побережье турецкими войсками, под руководством германских офицеров…»

 

МЕДВЕЖОНК

Ну а местные юмористы-газетчики МЕДВЕЖЁНКА тоже вносят вклад в освещение происходящих событий и бегства ответственных служилых лиц:

«..Боже мой, боже мой! Думал ли когда-либо я, старый, замусоленный вагон, что дождусь такой чести, да еще какой!..  Памятного 16-го октября, сего года, стою я на первом пассажирском пути, ничего не подозревая. Вдруг, смотрю,  лезет в меня какой-то бледный, с дрожащими коленями, субъект в форме помощника начальника станции Гаенко. Понятно, я вытянул свои колеса пред начальническим мундиром. Он же, не обращая на меня внимания, забился в темнейший уголок и не пикнет…стоим и ждём.. Вдруг раздается страшный удар, .. .. треск…один,   другой… Тут меня быстро потянул паровоз к Гайдуку, куда через десять минут и прибыли. Здесь от паровоза, я узнал, что это в Новороссийске стреляли турки, а человек в форме…самый храбрейший и благоразумнейший..

«Медвежий» новороссийский юмор.

Инженеру-технологу Л.Е. Онтовичу, бывшему начальнику Новороссийских Железнодорожных мастерских, выражаю свою глубокую благодарность за доблестный пример, поданный им в день 16-го октября по части поспешного бегства на полустанок ГАЙДУК с оставлением казенного имущества в целости и невредимости, и за умение получить благодарность за свое благо-и-трусоразумие.

Капитану парохода НОВОРОССИЙСК К.А.Лланжело за быстрое отступление на станцию Тончельную и доблестное плавание там в бочках с молодым вином..»

 

 

 

 

16 октября 1914 года турецкая эскадра бомбардировала ОДЕССУ, СЕВАСТОПОЛЬ и ФЕОДОСИЮ.

 

Нападение турецкой эскадры на черноморские города 16 октября 1914 года..

 

Спустя несколько дней Николай II Турции официально объявляет войну..

ДЛЯ НОВОРОССИЙСКА РЕАЛЬНО НАЧАЛАСЬ ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА…

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.