Войти

Новые материалы

Новороссийские известия

цемесский крокодил

К 13 января - Дню Российской печати. 1) Журналистика «Чего изволите?»

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

В недрах администрации города после возвращения в замы Андрея Фонарева родился документ, похожий на жесткий ошейник для прессы

**

***Слабо всё-таки у нашей власти с фантазией. Это с жиру, не иначе. Когда власть абсолютна и бесконтрольна, то и думать (и придумывать что-то!) ей вроде как ни к чему. Не ощущается изощренно-утонченной работы власти со СМИ. И отмену тупого «низь-зя» для журналистов она «для блезиру» заменила типовым договором – Муниципальным контрактом – на оказание, внимание: «рекламно-информационных услуг».

***Примечательно, что юридически этот Контракт администрация основывает на том самом девяносто четвертом Федеральном законе «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Как его называют, законе «О госзакупках», по которому год назад Сахалинская администрация за полмиллиона бюджетных рублей выписала себе на новогодний корпоратив ансамбль «Бурундийских барабанщиков». Отнесение журналистики к сфере услуг, там-там-зомбированию, например – это не только данность. Это еще и симптом-символ медленного погружения профессии в трясину нашей стабильности с одновременным всплыванием на болотной тиши-глади весело-радужной тины и «квакушек-про заеков». Ни один закон, регламентирующий деятельность СМИ, в преамбуле Контракта не упоминается вовсе! Не за чем.

***Однако, рискуя отравиться (я не «про заек», я всё ещё журналист, смею заметить, а профессия обязывает), вдохнул болотного газа полной грудью. Для начала подписанты оговаривают терминологию. Например (цитата): «Рекламно-информационные материалы» – информация,(…) адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование положительного имиджа, поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке». Обращаю ваше внимание: «… НА РЫНКЕ»!!! На каком?! О чем, вообще, речь?! Об имидже администрации?! Или об имидже бизнес-структуры?! А впрочем, какая разница: «Объект рекламирования» – лица/объекты, администрация муниципального образования город-герой Новороссийск и ее структурные подразделения». Однако, позвольте… Разве федеральная (региональная, муниципальная – всё равно) структура, и не просто абы кто, а сама администрация – суть орган власти как таковой – имеет право рекламировать себя народу таким нахальным образом за счет бюджета, то бишь, налогов, а значит, самого же народа?!

***И если нет четкого закона, недвусмысленно и жестко запрещающего расходовать народные деньги на такого рода рекламу, то он должен быть принят в кратчайший срок. Иначе это мракобесие и средневековье, каковых у нас и без того много, и на борьбу с которыми в рамках модернизации призывает всех верховная власть. В принципе, нет ничего плохого в любой рекламе, в том числе социальной. Но за свой счет! Из собственного кармана чиновника! Рынок – так рынок! Там халявы не бывает, во всяком цивилизованном случае, не должно быть даже для административного начальства. И кстати, когда СМИ публикует любой рекламный материал, оно обязано его соответствующим образом обозначать, чтобы всем было понятно, что это реклама. Ибо между рекламой и истиной никакой нормальный человек не поставит знак равенства. Где рекламные отметки в печати и отбивки в эфире, когда речь о власти ведется в превосходных, граничащих с оргазмом, степенях? Их нет. Получается, что это уже не прямая, а скрытая реклама, выглядящая исключительно как продукт сугубо журналистских исканий и творческих мук. А это уже «суть лукавый промысел». 

***Ныряем глубже… «Исполнитель определяет рабочие места (стол, стул, компьютер) журналистам, работающим над муниципальным заказом по оказанию рекламно-информационных услуг, взамен заказчик настраивает (! – В. М.) Исполнителю (журналистам) параметры общей информационной-площадки и проводит обучающий семинар по методам работы на ней».(здесь и далее сохранены оригинальные орфография и пунктуация – В. М.) Каково?!

***Оборудование рабочего места «Исполнителя», расписанное в деталях – стол+стул – это-то зачем?! Чтобы подчеркнуть трогательную заботу о работнике в соответствии с Трудовым кодексом. Но очевидно же, что не забота о ближнем Исполнителе в основе этой детализации, а контроль за ним. Тотальный контроль! Надо думать, что, возможно, существует и некая директива «ДСП» (для служебного пользования), в деталях расписывающая поведение приставленного к опекаЕМОМУ опекаЮЩЕГО. Вплоть до сопровождения вторым первого к отхожему месту. «3.1.6. И журналистам и редакторам выпуска работать над материалами только на специально выделенной общей информационной площадке», - это наиболее выразительный пункт Контракта. Как говорится, со всеми точками над «ё», когда идеологическая суть всей «рекламно-контрактной» затеи выперла-таки наружу. У наших администраторов гены заражены перегноем опричнины, сиречь, НКВД. Эх, вы! Тоже мне, тайная служба его величества. В зеркало на себя посмотрите – у вас на лицах ГОСТ глупости навеки отпечатан. Потому таких как я (не скромно, зато правдиво!) и хотите своими «рабочими местами» оборудовать. И детально расписываете всю технологию - не для таких как я, а для своих «рексов», чтоб они по убогости разумения не перепутали чего. Не цитирую п.3.1.3. Контракта, ибо он длинный. Метафора на него покороче: «шаг вправо, шаг влево – расстрел».

***А по опыту своей практики даю справку: журналистика как специальность вовсе не требует жесткого рабочего графика и удобного рабочего места. Были бы мысли для записи! Часть этой статьи, к примеру, записана «врукопашную» на кабацкой салфетке. Трогательная забота (стол+стул) власти об «удобстве работы» губит журналистику как профессию, что и видно, и слышно всё больше и четче, благо одобряемые начальством сюжеты и тексты (если их можно так называть!) всё незатейливее и проще. Не нужны нашим начальникам профессионалы в любой области. С профессионалами сложнее – они сами себя уважают, а потому псовой верности лишены. Тренд дилетантизма и некомпетентности пронизывает всё наше государство, когда ему важнее верность с облизыванием рук, сапог и жоп.


***Кстати, возможный выход за флажки случайно затесавшихся в единомыслящий строй вольнодумцев всё же предусмотрительно учтён. Цитата: «Если в процессе оказания исполнения обязательств по Контракту выявляется неизбежность получения отрицательных результатов…» Бла-бла-бла – «сотрудничество» сворачивается за три дня. Нецелесообразно, дескать. То есть «отрицательные результаты», в принципе, допускаются. А что?.. Мудро!.. Врать-то становится всё труднее и труднее. А квалификация-то у обслуживающего персонала… Читайте выше.

***Итак выяснилось, что используя в работе типовой Контракт, администрация в своих юридических изысках пытается маневрировать объемными чреслами агитпропа в узком пространстве беззакония. Она попеременно отбрасывает то конёк Статьи 3 «Недопустимость цензуры» ФЗ №2124-1 «О СМИ» от 27.12.1991.г., то конёк Статей 5 и 9 ФЗ №38 «О рекламе» и, отталкиваясь, наползает таким образом на мозги обывателя в своем рубище, грубыми мазками разукрашенном «под золото». При этом то ли своим обвисшим пузом, то ли тем, что под ним располагается, власть придавливает к земле всю Конституцию РФ, этот Закон всех Законов, где в Статье 29 просто и понятно сказано: 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается. Понимаете?! Любая цензура! Хоть самодержавной идеологии, хоть коммунистической, хоть финансово-потребительской.

***Впрочем, мне думается, что в сути фигурного катания по правовому полю заложено еще и узаконивание трат бюджетных денег, с вполне возможным последующим откатом в кошельки ключевых участников процесса. Выходит, что мы все не просто малопрофессиональную «туфту» оплачиваем, мы за нее еще и переплачиваем мощно! 

***Но в дураках мы по собственной лености. Вот, ей-богу, даже с учётом особенностей нашего «правосудия» разбомбить эту бездарно построенную и неустойчивую позицию чинуш сможет любой прицельно пикирующий истец даже без привлечения стратегической «адвокации». Всё их чиновничье счастье в том только, что не нашелся еще пока такой истец. «Настоящих буйных мало…» А, судя по последним событиям в стране, их появления власть по-настоящему боится, ибо вся эта тупо пропагандируемая монолитная стабильность вертикали рассыпается от малейшей горизонтальной вибрации.

Вадим МОЛОДЫХ