Войти

Новые материалы

Новороссийские известия

цемесский крокодил

Валерий Волков: «СМЕХ - ЭТО СЕРЬЁЗНО». Три дня в Новороссийске всем желающим дарил радость, а главное, пищу для размышлений Международный фестиваль карикатур «УЛЫБКАМОРЯ», разместившийся в здании Морвокзала

***В эти дни на суд зрителей было выставлено более 600 работ профессиональных карикатуристов. Темы серий их юмористических рисунков были разнообразны, как и сама жизнь: любовь во всех своих проявлениях, политика, экономика, экология, общество. Но главным фаворитом среди тем, конечно же, являлся быт. Сюжетами работ в этом случае становилось все то, что, в общем-то, происходит ежедневно у нас на глазах, но чего мы по причине «замыленности» взгляда не замечаем, мимо чего пробегаем, не задумываясь. И тогда карикатура становится той самой волшебной линзой, сквозь которую можно увидеть всю радость или горечь ситуации.

ДЛЯ СПРАВКИ
Новороссийский Международный фестиваль карикатур (МФК) является правопреемником и партнёром фестиваля «СмехАнапа», который за свою десятилетнюю историю накопил десятки тысяч работ художников карикатуристов из более чем 50 стран мира. Именно из этого гигантского фонда и были отобраны работы для «новорожденного» фестиваля «УЛЫБКАМОРЯ». Выставка карикатур в Новороссийске привлекла внимание Российской академии художеств в лице академика Игоря Смирнова, который возглавил жюри фестиваля и тем самым задал высокий профессиональный уровень празднику.

На фото: Игорь Смирнов

***Как пошутили присутствующие на открытии выставки, «фестиваль растет: Анапа – детский курорт, а в Новороссийске – уже взрослая публика».

На фото: у микрофона - Владимир Синяговский

***Надо сказать, что фестиваль «УЛЫБКАМОРЯ» в нашем городе нашел очень мощную поддержку и вызвал неподдельный интерес. На открытии свое одобрение этому начинанию высказал мэр города Владимир Ильич Синяговский, благодаря которому во многом осуществилось мероприятие:

***- Фестиваль состоялся в Новороссийске, надеюсь, что он здесь закрепится и задержится. Был у нас раньше журнал «Крокодил», в котором через карикатуру, через высмеивание высвечивался весь негатив. Думаю нынешний фестиваль также заставит многих посмотреть на себя критически со стороны.

***Организаторов мероприятия поздравили также начальник Управления культуры Вячеслав Матвейчук, главный редактор электронной газеты «Новороссийские известия» Владимир Даркин, директор планетария им. Ю.А.Гагарина Татьяна Малахова, директор фестиваля «СмехАнапа» Александр Прохоров и другие.

На фото: Вячеслав Матвейчук

***На открытии фестиваля состоялось и награждение участников фестиваля, наиболее активно и действенно помогавших в его организации. Ценные призы (картины с видами Новороссийска) получили директор «СмехАнапы» Александр Прохоров, председатель жюри фестиваля «УЛЫБКАМОРЯ», член-корреспондент Российской академии художеств академик Игорь Смирнов, посмертно был награжден карикатурист Владимир Иванов, работы которого продолжают жить и после кончины автора.

На фото: Александр Прохоров

***Но это лишь фабула и внешняя «фактография» прошедшего мероприятия. На самом деле, идейное содержание фестиваля предполагало реакцию гораздо более глубокую, чем просто «посмеяться», а поставленные здесь вопросы были важны и актуальны, как никогда. Ведь карикатура – жанр, прежде всего, сатирический. А это значит - обличающий и высмеивающий низкие поступки и побуждения, отталкивающие проявления социальных конфликтов. Значит - использующий смех как средство коллективной критики. Значит - утверждающий ценности и идеалы методом «от противного», гиперболизируя до безобразного все то, что в повседневной реальности часто навязывается в качестве «нормы».


Карикатура как вид социальной журналистики


***И этот ракурс восприятия карикатуры был задан в выступлении на церемонии открытия директором МФК «УЛЫБКАМОРЯ» Валерием Волковым, возглавляющим в Новороссийске городское отделение Союза журналистов России. После мы побеседовали с Валерием Павловичем о том, каково его понимание карикатуры, что происходит нынче с журналистикой и почему сатирические рисунки сегодня так актуальны.

***– Меня карикатура интересует как жанр журналистики. Есть иная точка зрения, например, у Александра Прохорова, директора фестиваля «СмехАнапа», который смотрит на карикатуру как на средство развлечения населения. Мне это совершенно не интересно, хотя я, конечно, не могу отрицать эту  функцию карикатуры.

На фото: Валерий Волков и заместитель главы администрации Новороссийска по соцвопросам Наталья Майорова

***Для меня карикатура – это, прежде всего, сатирический жанр, а не юмористический. Смех, в моем понимании, – это очень серьезно. А любая сатира выполняет обличительную функцию, она всегда утверждает какие-то ценности, осуждая пороки. И главная ценность карикатуры – она делает это без слов. Карикатура понятна всем смотрящим, если, конечно, их уровень развития позволяет «увидеть» обличаемое. Но таких чисто сатирических работ, к сожалению, довольно мало. Большинство карикатур – это преувеличенные, гиперболизированные образы, цель которых – обозначить имеющуюся проблему. А есть еще портретные, «подглядывающие» карикатуры... В общем, карикатура – это целый мир.


Журналистика – не «продажная» женщина


***- Сейчас настоящая журналистика исчезает. Её приговорили к смерти, поставив на коммерческие рельсы. Журналистика стала заказной, «продажной». Журналисты идут туда, где им платят. Считается, что наиболее талантливый журналист тот, кто больше денег приносит в редакцию своими статьями. Большинство относится к журналистам как к людям, обслуживающим власть, не более того. Очень многие искренне верят, что мерило успеха – деньги. Но это тупик для всего общества, хотя пока это понимают далеко не все. Я считаю, что сейчас мы все находимся не в таком благоприятном положении, чтобы расслабляться. А из всех СМИ лезет развлекаловка-обманка, сплошные «хи-хи» «ха-ха».

***Именно поэтому мы, Новороссийское отделение Союза журналистов России, и организовали этот фестиваль, чтобы с помощью сатирической карикатуры вскрывать и показывать правду жизни. Хотя неизвестно, поняли ли это люди, посетившие фестиваль. Все мы очень испорчены и избалованы. В этом смысле поддержку Владимира Синяговского как главы города, в общем-то. сложно переоценить. Кто из предпринимателей заплатил бы за это? Никто. Предприниматели платят за обман, за рекламу своей продукции. Но не за правду и критику. Потому что они никому не нужны. По крайней мере, такова последняя тенденция.

 

***По этой же причине карикатура как сатирический жанр сейчас вообще практически не используется в журналистике. Она будет активно применяться лишь тогда, когда журналистика перестанет быть комплиментарной и слезет с коммерческих рельсов. Сдвинется в сторону проблем населения, страны, а не в сторону купли-продажи, потребления и пиара. Пока журналистика «обслуживает» общество потребления, востребованы только те карикатуры, которые вписываются в развлекательный дискурс. За них пока что платят, они, вроде, забавляют. А социальный, обличительный вариант карикатуры, который показывает какие-то нравственные начала, «не идет». Почему? Ответ очевиден.

 

Выход там же, где и вход 

 

***- Как журналистике выживать, но при этом не быть «проституткой», если ни одно информационное СМИ без внешнего финансирования просто не может выжить? Выход есть: СМИ должны быть государственными структурами и финансировать их должно государство. В противном случае с таким же успехом можно перевести на хозрасчёт судей, гаишников, прокуратуру, церковников… Не зря Христос выгнал из храма менял, потому что помимо денег есть еще и нравственное начало. Если посмотреть, то вся социальная реклама финансируется государством, но не предпринимателями. Мало какие «коммерсы» сегодня доросли до понятия настоящей благотворительности. Они пока по старинке просто откупаются, «делятся». И эта коррозия очень глубока.

На фото: Валерий Волков дает интервью местному телевидению

***И я как руководитель регионального отделения Союза журналистов России считаю, что мы должны этому одичанию, этой деградации общества как-то противостоять. Будет ли победа? Посмотрим. Но общество при имеющемся раскладе придет в тупик. Вот почему надо рассматривать карикатуру как сатирический, обличающий жанр. Я хочу, чтобы выставленные на фестивале карикатуры пошли в прессу. Это возможность продвигать этот жанр в журналистику, сохранять его. Карикатуристам тоже нужна площадка для жизни. Пока это, в основном, Интернет. Но если они будут общаться хотя бы на фестивалях, дело не погибнет. И кто знает, может, мы с вами и застанем появление нового «Крокодила» или «Гудка»*

 

* Имеется в виду сатирический журнал, выходивший в Санкт-Петербурге в 1862-1863 году.

***Далее - фотогалерея.